Психотерапия – это совместное с клиентом конструирование реальности. В том числе и реальности его Я

Суть психотерапии

Суть психотерапии в совместном (клиент/терапевт) переструктурировании Картины Мира клиента и ее составляющих (картины Другого и картины Я). Это отличается от психологического консультирования, в рамках которого ставится задача решить какую-либо конкретную, обусловленную ситуацией, проблему. В рамках же психотерапии, в фокусе работы само Я клиента (его образ себя) и его видение окружающей действительной (картина Мира), не отражающие адекватно реальность и тем самым причиняющие душевные страдания.

Психотерапевт не меняет объективную реальность клиента, он не способен этого сделать. Объектом его профессионального внимания становятся субъективные образы этой реальности, то через какие фильтры видит клиент окружающий его мир, а также себя и других в этом мире.

Объект терапии

Я – это социальный конструкт. Американский психолог Кеннет Герген исследовал этот вопрос и считает, что нет иной реальности, кроме той, которую мы конструируем в отношениях. В таком случае, Я в своём содержании, как результат, есть продукт знания и опыта человека, а Я, как процесс, представляет собой контакт с миром не-Я. Лишь в контакте, встречаясь с Другим Я обретает свои границы и свою наполненность.

Я – это сумма знаний, приобретаемых человеком в процессе жизненного опыта, наложенная на информацию, содержащуюся в его генетической памяти. Знания эти могут быть получены разным путем: они могут быть «открыты» Я в результате контакта с миром не-Я, а могут быть получены от других. В первом случае это будут свои знания, активные, во втором – чужие, пассивные.

О важности Другого

Для ребенка проводником в мир людей выступает Другой человек. Именно Другой является для нас некой ценностью, в глаза которого мы можем посмотреться и увидеть себя. Увидеть себя в Другом, как в живом зеркале. Потому что, когда мы смотрим на себя в обычное зеркало, мы не имеем избытка видения. Русский философ Михаил Бахтин говорит, что человек испытывает перед зеркалом ложь и фальшь, потому что, находясь перед зеркалом, он хочет посмотреть на себя глазами Другого, но ничего, кроме удвоения своего собственного лица, в зеркале он не видит. Он не видит эмоционально-волевой реакции на себя со стороны другого человека, он видит только свои глаза, которые отражаются в этом зеркале.

Лишь глядя в глаза Другого, мы видим себя глазами Другого. Эти глаза могут быть дружелюбны, ласковы, приветливы или, наоборот, подозрительны, ненавидеть нас, смотреть на нас с плохо скрываемым презрением. Это формирует изначально, в детстве, и наше отношение к самим себе.

Родитель как Другой

Родительское отношение к ребенку становится в итоге его самоотношением. Значимые Другие (в первую очередь это родители) закладывают в ребенке основы для его Я-образа и образа Мира.

В норме, человек с ранних лет должен воспитываться родителями, которые искренне радуются успехам своего малыша, испытывают чувство гордости за него, переживают в случае, когда ребенка постигает какая-либо неудача, стараются успокоить его, когда он плачет, помогают ему в трудной ситуации и откликаются на развивающиеся потребности ребёнка. Когда в детско-родительских отношениях присутствует все названное, между родителями и ребёнком образуется очень ресурсная эмоциональная связь, а сами родители становятся для своего ребёнка теми людьми, которые:

  • контейнируют его эмоции (родитель смягчает неудачи, сглаживает их, не позволяет гипертрофировать эмоции малыша до состояния паники и ужаса);
  • авансируют будущее (родитель верит в возможности ребёнка, предоставляет ему условия для самостоятельного достижения целей);
  • дают поддержку (родители искренне со-радуются со своим малышом, испытывают чувство гордости за него);
  • принимают ребёнка таким, каков он есть (родители безусловно принимают своего ребенка и разные его качества).

Родительские качества-функции (забота, поддержка, принятие, любовь) присваиваются, ассимилируются ребенком и становятся со временем его собственными Эго-функциями (самоподдержка, самоверенность, самопринятие, самоуспокоение и много еще других «само-»). В итоге, повзрослевший человек в стандартных, привычных для него ситуациях, уже не нуждается в поддержке родителей и способен самостоятельно работать в «режиме само-».

Если у ребёнка были родители, которые испытывали искреннюю радость от первых достижений своего малыша, успокаивали его при неудачах верой в растущие способности и успех, принимали и любили его, то у такого ребёнка во взрослом возрасте будет стабильное позитивное самоотношение, его самооценка будет адекватной и стабильной.

Проблема

В том случае, если хорошая эмоциональная связь между родителем и ребенком не образуется из-за с психологической несостоятельности родителей, некоторые базовые Эго-функции ребёнка могут оказаться несформированными. Это может привести к проблемам уже повзрослевшего человека в его взаимоотношениях с собой и окружающим миром:

  • проблемы с самооценкой (низкая, либо неустойчивая самооценка);
  • различного рода зависимостям (пищевые, химические, зависимость от другого человека или со-зависимость и др.);
  • депрессия, апатия, скука;
  • экзистенциальные проблемы (отсутствие смысла жизни, радости жизни, хаос ценностей и др.)

Терапевт как Другой

Смысл же и основная цель психотерапии в предоставлении клиенту пространства для до-формирования своих прерванных процессов развития. Таких процессов у клиента всегда множество. Связаны они с тем, что в своё время ребёнку не было дано достаточно условий для полноценного развития всех своих личностных качеств, потребностей, нужд, желаний и чувств. Так или иначе, родители фрустрировали ребенка своими запретами, холодностью, обесцениванием или, наоборот, попустительством, вседозволенностью и другими деструктивными проявлениями своего поведения.

Что же делать? Ведь клиенты уже состоялись как личности и их прошлого не изменить? Возможно ли дорастить клиента, восстановить его несформировавшиеся Эго-функции? Да, это возможно в процессе психотерапии. Терапевт «подчищает» родительские ошибки и промахи в контакте с ребенком.

Что делает психотерапевт?

Психотерапевт, проявляя эмпатию и принятие, позволяет клиенту регрессировать к своим более ранним возрастам, и тогда станет возможным до-развить те прерванные процессы клиента, которые когда-то были фрустрированы его родителями. И здесь психотерапевту понадобятся все ранее перечисленные, отсутствовавшие в жизни клиента родительские функции: контейнирование, авансирование, поддержка, принятие.

Клиенту будет предоставлена возможность в до-формировании себя самого, в до-развитии собственной эмоциональности, в до-собирании недостающего психико-энергетического ресурса.

Но терапия не останавливается на уровне отношения с клиентом Родитель – Маленький ребенок. Клиент, подобно ребенку, постепенно «подрастает» в процессе терапии. И тогда процесс терапии идёт иначе - начинается пространство для фрустрации, которая позволяет клиенту столкнуться с правилами и ограничениями этого мира, разочароваться в нем, принять его несовершенство, разочароваться в собственных иллюзиях относительно мира и родительских фигур, пережить это разочарование и встретиться с реальным миром и реальными Другими. Вырасти психологически и стать зрелой и счастливой личностью.

Ермошина Инга Викторовна – семейный психолог